Учреждение государственного банка в россии

Учреждение государственного банка в россии

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

Читайте также:  Как восстановить симку yota

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.

В 1860 году император Александр II подписал указ от 31 мая о создании Государственного банка Российской империи. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в России (1754 г.). Одновременно с подписанием Указа об основании Государственного банка император Александр II утвердил его Устав, согласно которого, Государственный банк (учреждение краткосрочного коммерческого кредита), был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы».

Главным идеологом нового Государственного банка стал известный экономист и географ Е.И. Ламанский, сын директора Кредитной канцелярии, автор работ по истории российского денежного обращения, который предполагал организацию Государственного банка Российской империи по образцу Банка Франции, предусматривая его относительную независимость от правительства и предоставление эмиссионного права. Однако высшее бюрократическое чиновничество России скептически отнеслось к его идее государственно-акционерной компании, в результате чего права Государственного банка были значительно урезаны. Вплоть до 1897 г. он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о временных выпусках небольших объемов кредитных билетов. С момента своего учреждения банк находился, с 1860 по 1894 год, в ведении Министерства финансов (по сути, являлся вспомогательным учреждением и в его задачи входили обслуживание государственного долга и другие функции, связанные с обслуживанием казны), а его средства использовались для решения важнейших государственных задач.

Структура Государственного банка отличалась централизацией. Правление Государственного банка было высшим органом непосредственного управления банком. Правление и отделы Центрального управления образовывали центральный аппарат Государственного банка, которому подчинялись конторы и отделения. (Наиболее крупными по объемам проводимых банковских операций оставались Московская контора, преобразованная в 1860 г. из конторы Коммерческого банка, а также учрежденная в 1894 г. Санкт-Петербургская контора (с 1914 г. Петроградская контора)). Банк осуществлял как коммерческие операции, так и операции, возложенные на него Министерством финансов за счет Государственного казначейств. Коммерческие операции проводились и Коммерческим банком, однако в Государственном банке их виды и объемы были значительно расширены. Банк учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту. Он также переводил суммы, принимал вклады и открывал текущие счета. К числу операций, возложенных на банк Министерством финансов, относились размещение государственных ценных бумаг, обслуживание государственного долга, выдача по распоряжению министра финансов неуставных ссуд стратегически важным отраслям промышленности, снабжение денежными средствами ссудных касс, кредитование Дворянского и Крестьянского банков, обслуживание выкупных платежей и прием казенных сборов, ликвидация упраздненных казенных банков. До 1887 г. Государственный банк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных кредитных учреждений. Поначалу основную часть ресурсов банка поглощало прямое и косвенное финансирование казны. Основной капитал Государственного банка составлял 15 млн. руб., а запасный 3 млн. рублей. С резким увеличением объемов банковских операций и принятием нового Устава Государственного банка в 1894 г. размер основного капитала Государственного банка возрос до 50 млн. руб., а запасный капитал до 5 млн. рублей. Затем, в 1895-1898 годах, была проведена денежная реформа, в ходе которой в России было введено золотое денежное обращение. В ходе этой же реформы учреждение получило право на выпуск банкнот (ранее этим занималась Экспедиция государственных кредитных билетов при Министерстве финансов). До конца XIX в. Государственный банк Российской империи оставался банком, кредитовавшим в основном крупную промышленность и торговлю. Особое значение среди активных операций банка приобрели учет векселей и выдача ссуд под государственные ценные бумаги. При этом кредитование землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелкой промышленности и учреждений мелкого кредита не получило должного развития. Накануне Первой мировой войны Государственный банк Российской империи был одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений — коэффициент золотого запаса, за исключением 1906 года, не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Он осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов в России и через коммерческие банки принимал участие в кредитовании промышленности и торговли. В Российской империи зримо отражается именами выдающихся российских банкиров. Управляющими Государственным банком в разные годы были: барон Александр Людвигович Штиглиц (1860-1866); Евгений Иванович Ламанский (1866-1881); Алексей Васильевич Цимсен (1881-1889); Юлий Галактионович Жуковский (1889-1894); Эдуард Дмитриевич Плеске (1894-1903); Сергей Иванович Тимашев (1903-1909); Алексей Владимирович Коншин (1910-1914); Иван Павлович Шипов (1914-1917).

Витте и «банк банков».

Поворот в политике Государственного банка был связан с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи народного кредита широкого кредитования отечественных производителей. Сергей Юльевич Витте возглавлял Министерство финансов с осени 1892 г. по август 1903 года. Почти сразу после своего назначения в 1892 г. на пост министра финансов С.Ю. Витте начал подготовку к изданию нового Устава банка. Его соратником стал ученик известного экономиста и государственного деятеля Н.Х. Бунге — А.Я. Антонович, настоявший на включении в Устав банка пунктов о кредитовании мелких и средних производителей, прежде всего крестьян и кустарей. Новый Устав Государственного банка 1894 г. закрепил его право выдавать промышленные ссуды, значительная часть которых представляла собой ссуды мелкой и средней промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. С другой стороны, возросли объемы кредитования отдельных промышленных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. Были расширены также объемы выдач подтоварных ссуд, в основном ссуд под зерно. В конце XIX начале XX в. размер ссуды промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб. Успешная индустриализация в России по Витте, повлекшая промышленный подъем и приток в страну иностранных инвестиций, не могла за столь короткое время изменить преимущественно аграрный характер экономики страны. Хлеб оставался основным продуктом русского экспорта. От его реализации зависело состояние экономической конъюнктуры. При успешной реализации зерна в Европу уменьшался дефицит свободного ссудного капитала, оживлялись торговые обороты и кредит. В связи с этим Государственный банк обращает свое внимание на создание государственной системы элеваторов. Эта система должна была способствовать минимизации потерь зерна при перевозках, которые в России были особенно ощутимыми. В рамках государственного регулирования хлебной кампании Государственный банк с 1910 г. стал возводить сеть зернохранилищ и элеваторов. Государственный банк способствовал также созданию в стране системы учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, крестьян и кустарей. При его финансовой поддержке и помощи по всей стране создавались кредитные товарищества. С 1904 г. учреждения мелкого кредита были поставлены под полный контроль Государственного банка. Специально созданное Управление по делам мелкого кредита занималось оказанием им финансовой, консультационной, ревизионной и иной помощи. Кооперация получала кредиты как через ссудо-сберегательные и кредитные товарищества, так и через кредитование Государственным банком созданного в 1912 г. Московского народного банка.

Читайте также:  Где найти квитанцию об оплате налога

Указом Николая II 29 августа 1897 г. была проведена денежная реформа 1895- 1897 годов. С.Ю. Витте вспоминал, что реформа прошла быстро и естественно, без особых потрясений в обществе. В действительности она широко обсуждалась в печати и экономической литературе. Осуществляя девальвацию рубля, С.Ю. Витте подумывал о введении новой денежной единицы в России. По примеру франка он хотел назвать ее русом. Однако в сознании народа понятие рубль означало уже так много, что от замены этого слова пришлось отказаться. Золотое содержание рубля было уменьшено на одну треть. Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп, золотом. В результате реформы Государственный банк сделался эмиссионным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Он мог выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты не более чем на сумму в 300 млн. руб. Все кредитные билеты, выпущенные в обращение сверх этой суммы, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен строгий эмиссионный закон. Он требовал постоянного содержания в подвалах Государственного банка большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов. До реформы 1897 г. золото и серебро использовались преимущественно для заграничных расчетов и не играли существенной роли в денежном обращении в России. После реформы 1897 г. положение изменилось. Введение золотого стандарта способствовало стабилизации рубля и открыло возможности для привлечения в Россию иностранных капиталов. После проведения денежной реформы определенная часть платежей Государственного банка производилась обязательно золотом, с тем, чтобы обеспечить приток в обращение золотой монеты. С этой целью из обращения были изъяты кредитные билеты мелких купюр.

Золото обывателям навязывали в Государственном банке. Никто не хотел брать золото — это было тяжело содержать его в карманах, это было неудобно, поэтому его даже навязывали. Но Витте считал, что необходимо было постоянное обращение золота в денежном обороте.

В августе 1900 г. Совет Государственного банка одобрил новые правила по срочным сделкам с золотом, иностранной валютой и банкнотами иностранных банков. Государственный банк мог принимать на сроки золото в слитках, монете и банкнотах, а также иностранную валюту и выдавать под эти ценности рубли по фиксированному курсу и на определенный срок.

Государственный банк контролировал систему сберегательных касс. Однако в 1901 г. от Государственного банка отделилось и стало самостоятельным Управление государственными сберегательными кассами, хотя наиболее важные вопросы деятельности сберегательных касс по-прежнему обсуждались в совете Государственного банка с участием представителя Кредитной канцелярии. Директор Кредитной канцелярии и управляющий Государственным банком совместно представляли министру финансов доклады относительно размещения средств сберегательных касс. При С.Ю. Витте Кредитная канцелярия, совместно с Государственным банком, стали осуществлять целый ряд важнейших финансовых операций. Они занимались регулированием денежного обращения, валютной и дисконтной политики. Кредитная канцелярия играла роль своеобразного связующего звена между Государственным банком и частными банками.

Через Государственный банк осуществлялся правительственный контроль над частными банками.

В связи с провозглашенной Витте политикой, так называемого мирного проникновения на рынки Среднего и Дальнего Востока, в Россию было учреждено несколько банков, ставших проводниками этой политики. Это была обычная экономическая экспансия, в которой участвовала на этот раз Россия. Несмотря на постоянную нехватку свободных капиталов в стране Россия начала выступать в качестве кредитора по отношению к некоторым странам Востока и Балканского полуострова. Это была не столько финансовая, сколько политическая акция, то есть по форме она была финансовой, но задачи ее носили политический характер, конечно. Капитал вывозился или непосредственно Государственным банком, или с его помощью через банки, находившиеся под контролем Министерства финансов. Особая роль в проведении этой политики принадлежала Русско-Китайскому банку и Учетно-ссудному банку Персии. Первый из них был учрежден в 1895 г. на капиталы русской казны и при значительном участии французских капиталов, а второй в 1894 г.

Учетно-ссудный банк Персии в отличие от Русско-Китайского с самого начала своего существования не был связан с иностранными капиталами и кредитовался за счет Государственного банка и Государственного казначейства. Учетно-ссудный банк Персии в известной мере может рассматриваться как филиал Государственного банка. Государственный банк занимался большой политикой и создавал финансовые структуры, которые действовали под его руководством и решали важные финансовые и политические вопросы.

В 1900 и 1902 гг. через Учетно-ссудный банк Персии русское правительство предоставило персидскому правительству долгосрочные займы соответственно на 22,5 млн. и 10 млн. золотых рублей. Оба займа не были выпущены на денежный рынок, а размещались через государственные учреждения и среди лиц близких к императорской фамилии. При реализации этих займов, как в первом, так и во втором случае была отпечатана и сдана в Государственный банк только одна облигация на всю сумму займа. Обе облигации были заложены на хранение в Петербургскую контору Государственного банка.

Государственный капитал вывозился в Персию через Учетно-ссудный банк не только в виде займов, но вкладывался в страховые и транспортные кампании или в дорожное строительство. Переговоры об этих операциях часто вел директор Петербургской конторы Государственного банка П.Л. Барк, позднее в 1914- 1917 гг. он занимал пост министра финансов.

Долгосрочный характер операций Учетно-ссудного банка Персии оказался обременительным для Государственного банка. В связи с этим Учетно-ссудный банк Персии в 1903 г. был переведен в собственность казны с возмещением Государственному банку из Государственного казначейства сумм, затраченных на приобретение предприятия и выпуск акций. Принадлежавшие Государственному банку акции Учетно-ссудного банка Персии были зачислены в портфель ценных бумаг Государственного казначейства. В Государственном банке с 1903 г. Учетно-ссудному банку Персии был открыт кредит в размере 10 млн. руб.

Государственный банк совместно с другими российскими банками принимал непосредственное участие в предоставлении займов другим государствам. Например, в 1902г. Государственный банк совместно с Парижско-Нидерландским банком участвовал в предоставлении займа Болгарии. Заем был выпущен на 106 млн. франков. Доля участия Государственного банка составила 14 млн. франков. Операция была обусловлена чисто политическими соображениями, а не коммерческим расчетом.

В 1890-е годы шел процесс концентрации банковских капиталов. Укреплялись межбанковские связи. В совместном финансировании промышленности стали выступать Русский для внешней торговли, Петербургский Международный, Петербургский Учетный и ссудный, Русский Торгово-промышленный банки. Но, несмотря на возраставшую активность акционерных банков, Государственный банк продолжал оставаться крупнейшим коммерческим банком в стране. Он сыграл важную роль в период промышленного кризиса конца 1890-х начала 1900-х годов. В отступление от устава Государственный банк предоставлял ссуды предприятиям, которые считало необходимым поддержать Министерство финансов. В частности, известно, что банк кредитовал Ленское золотопромышленное общество, оказывал поддержку банкирскому дому Лазаря Полякова в 1902 и 1903 гг. и, терпевшим бедствие промышленным предприятиям, в которых были заинтересованы французские держатели, например, обществу Брянского завода. В условиях кризиса система С.Ю.Витте оказалась под угрозой, а сам министр финансов начал утрачивать свое влияние. Кризис показал неприспособленность к конкурентной борьбе предприятий, находившихся в сфере государственного хозяйства. Правительство пыталось бороться с кризисом. Оно поддерживало отдельные предприятия и банки, находившиеся в бедственном положении, проводило биржевые интервенции с помощью созданного для этой цели специального синдиката коммерческих банков и банкирских домов во главе с Государственным банком. Однако эти меры были бессильны перед стихией кризиса. Под его воздействием правительство вынуждено было отступить от практики неограниченного государственного вмешательства в одной из важнейших сфер экономической политики. В августе 1903 г. под натиском своих политических противников С.Ю.Витте вынужден был подать в отставку. С именем Витте, несомненно, связаны глубочайшие преобразования в деятельности Государственного банка, в результате которых он начал претендовать на положение банка банков в финансовой системе империи.

Читайте также:  Взять фотоаппарат в рассрочку

Большинство граждан считают, что в России один государственный банк — Сбербанк. Такое мнение складывается не просто так. Действительно, это самая большая финансовая организация, которая имеет больше всего активов, обслуживание наибольший объем вкладов и кредитов. Но вот назвать его полностью государственным банком России нельзя. Это компания с государственным участием, и таких на рынке много.

Сервис Бробанк.ру изучил отечественный банковский рынок и выяснил, какие государственные банки России на нем представлены, а какие — просто организации с государственным участием. Оказывается, есть и такие финансовые компании, которые все считают частными, но на самом деле они имеют прямое отношение к государству.

Сбербанк — государственный?

Для начала решим вопрос с самым крупным российским банком — Сбербанком, который многими гражданами воспринимается именно как государственный. Но что самое интересное — это просто банк с государственным участием.

Банк с государственным участием — организация, часть которой принадлежит какой-либо госструктуре.

Если рассматривать именно Сбер, то он наполовину государственный, 50% плюс еще одна акция, то есть контрольный пакет, принадлежат Центральному Банку, все остальные акции организации принадлежат частным инвесторам. Но что самое интересное, кроме ЦБ РФ никто не держит больше 1% ценных бумаг Сбербанка. И еще один интересный факт — примерно 45% акций владеют нерезиденты РФ, на российских инвесторов отводится не больше 5%.

Герман Греф — просто председатель правления Сбербанка. Ему принадлежит 0,003% пакета обыкновенных акций, в денежном выражении это около 2,2 млн. долларов.

Есть ли в России государственные банки, входящие в ТОП 10

Чтобы разобраться в том, какие госбанки России можно назвать самыми крупными, разберем ТОП-10 банков РФ по активам. В этот перечень входят как частные структуры, так и те, к которым имеет непосредственное отношение государство.

  1. Сбербанк. С ним мы уже разобрались. Это банк с госучастием, половина которого принадлежит ЦБ РФ, а вторая половина поделена между многочисленными частными инвесторами.
  2. ВТБ. Он уже много лет занимает почетное второе месте в рейтинге банков РФ. Если вы думаете, что это частная организация, то вы ошибаетесь. ВТБ, как и Сбербанк — это организация с государственным участием. Более того, если только 50% Сбера принадлежит государству, то в случае с ВТБ его доля пакета акций — 60,9%. Большая часть ВТБ принадлежит Федеральному агентству по управлению гос. имуществом. Других акционеров с долей больше 5% у этой организации нет.
  3. Газпромбанк. Еще один крупный банк, который у многих россиян тоже ассоциируется с государством. Но только 9% акций принадлежит Внешэкономбанку. Основной пакет поделили Газпром, Газпром газораспределение и Газфонд (самая большая часть пакета — 41,5%). Но 100% привилегированных акций Газпромбанка принадлежат Министерству финансов РФ.
  4. Россельхозбанк. Именно он открывает список государственных банков РФ, его единственным акционером является Росимущество, то есть государство.
  5. Альфа-Банк. Самый крупный частный банк в России, не имеет к правительству никакого отношения. Ключевой акционер, владеющий 99,999% акций, — АБ Холдинг.
  6. МКБ или Московский Кредитный Банк. Тоже полностью коммерческая организация. Контрольный пакет акций в размере 56% держит ООО «Концерн «РОССИУМ».
  7. Открытие. Вы можете удивиться, но он входит в государственные банки РФ, он полностью принадлежит Центральному Банку России. Но таким он стал не так давно. До августа 2017 года Открытие был одним из самых крупнейших коммерческих банков страны, но после возникновения финансовых сложностей ЦБ провел санацию и взял его под свой контроль, поставив туда руководителем бывшего главу ВТБ24 Михаила Задорнова.
  8. ЮниКредит Банк. Следующий в рейтинге банков РФ по размеру активов. Это банк с международным участием, 100% его акций принадлежат европейской Группе UniCredit.
  9. Райффайзенбанк. Это международный банк, который давно и успешно ведет деятельность в России. Конечно, к государству он не имеет никакого отношения, весь его пакет акций принадлежит Raiffeisen Bank International AG.
  10. Росбанк. Судя по названию, можно подумать, что эта организация имеет непосредственное отношение к РФ, но это не так. Более 82% акций принадлежит Societe Generale S. A.

Получается, что из ТОП-10 банков РФ полностью государственные — только Открытие и Россельхозбанк.

Государственные банки России: список с долей более 50%

Если структура владеет более 50% пакета акций, то есть контрольным пакетом, то ее можно назвать главным собственником, который принимает основные решения. И в перечне российских банков есть еще организации с такой долей:

  • Промсвязьбанк. Еще не так давно был частным, но после санации он полностью перешел во владение Центральным Банком. То есть теперь Промсвязьбанк на 100% принадлежит государству;
  • Связь Банк. Это тоже полностью государственный банк. Практически весь пакет акций, а именно 99,9752% принадлежит Внешэкономбанку;
  • МСП. На все 100% принадлежит Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Основное направление деятельности — поддержка бизнеса, работа с ним;
  • Российский Капитал, он же АИЖК, он же теперь носит название ДОМ.РУ. Это ипотечно-строительный банк, которым на все 100% владеет государство;
  • Почта Банк. Пакет акций этой организации поделили между собой государство в лице Почты России и ВТБ, часть которого также принадлежит РФ. Но ВТБ имеет пакет 50% плюс 1 ценная бумага, так что его голос весомее;
  • Крайинвестбанк. В конце 2015 года был санирован РНКБ, который на 100% принадлежит Росимуществу;
  • РГС Банк или Росгострахбанк. Во второй половине 2017 года эта компания стала частью Открытия, который в свою очередь принадлежит государству. По итогу слияния более 93% пакета ценных бумаг стали принадлежать РФ.

Так что, если рассматривать, какие банки в России государственные, перечень будет не таким уж и маленьким. Более того, вышеуказанную информацию можно дополнить региональными компаниями. Так, в государственные банки в России входят на 100% Новикомбанк и Росэксимбанк, к ним же относится Дальневосточный Банк. Банком Казани на больше чем 42% владеет региональная мэрия. Хакасский Муниципальный Банк на более чем 31% принадлежит администрации Абакана. АК БАРС — почти наполовину собственности Татарстана.

Так что ответ на вопрос, есть ли государственные банки в России, очевиден. Они есть, и их достаточно много. На все 100% государству принадлежит не так много компаний, но среди них есть и очень известные и востребованные.

Если провести анализ, то будет понятно, что многие банки, которые сейчас полностью или частично принадлежат России, попали в ее собственность по итогу санации. И таких «слияний» коммерческих компаний с государственными предостаточно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector