Срок регистрации обременения недвижимости

Срок регистрации обременения недвижимости

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Помимо государственной регистрации вещных прав, уполномоченные органы осуществляют регистрационные действия в отношении обременений (ограничений) таких прав на объекты недвижимости. Несмотря на существующий общий порядок, регистрационные действия с обременением прав имеют свои особенности.

Понятие обременений (ограничений) прав на недвижимость

Определение термина «обременение» содержится в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По мнению законодателя, обременение подразумевает наличие определенных условий или запретов, ограничивающих правообладателя при осуществлении своих прав на объект недвижимого имущества. Исходя из этого определения, можно выделить основные признаки обременения:

  • Устанавливается в отношении конкретного объекта недвижимости
  • Может быть установлено нормативным актом, решением уполномоченного органа или условиями договора
  • Содержит перечень запретов для правообладателя на осуществление вещного права.

Когда необходима регистрация обременений?

Так как наличие обременений стесняет субъекта в реализации принадлежащих ему прав, оно неразрывно связаны с основным правом. Поэтому случаи, когда проведение государственной регистрации обременений является обязательным, соответствует аналогичному порядку для основного права на объект недвижимости. Это правило прямо предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ – регистрации подлежат любые ограничения вещных прав в отношении объектов недвижимости.

Законодатель устанавливает тождественность понятий «обременение» и «ограничение» прав, поэтому для целей регистрации применяются оба этих термина.

Следует перечислить случаи, когда проведение регистрации прав, а также их обременений является обязательным:

  • Ипотека. Для целей обязательной регистрации неважно, возникает ипотека в силу договора или в силу закона.
  • Доверительное управление.
  • Права, вытекающие из договора ренты
  • Арест и иные запреты на заключение сделки. Устанавливаются и снимаются решением уполномоченных органов.
  • Права требования, предъявленные в порядке судебного производства
  • Решение уполномоченного органа об изъятии земельных участков у правообладателей
  • Сервитуты (публичные, частные)
  • Особый режим пользования земельными участками в санитарно-защитных и охранных природных зонах
  • Особые условия охраны объектов природы и окружающей среды
  • Иные случаи, предусмотренные законодательством.
Читайте также:  Открытие лицевого счета в энергосбыте

Указанные выше виды обременений имеют разную юридическую природу: некоторые из них связаны с обеспечением исполнения обязательств, другие содержат прямые запреты на совершение юридически значимых действий. Кроме того, существуют разные по времени случаи регистрации обременения:

  • Одновременно с регистрацией основного права. В этом случае обременение возникает одновременно с возникновением основного права и является обязательным условием вплоть до снятия ограничения
  • Самостоятельно и независимо от основного права. В данном случае обременение возникает в ходе реализации основного права и является сопутствующим условием распоряжения правом

Порядок регистрации обременений и перечень необходимых документов

Помимо общих требований к регистрации вещных прав на объекты недвижимости, действия уполномоченных органов в части регистрации обременений имеют следующие особенности:

  • Заявление о регистрации обременения подается лицом, в пользу которого оно установлено
  • Регистрация запретов или арестов производится на основании заверенной копии решения уполномоченных органов
  • Сведения о регистрации обременений, вносимые в ЕГРП, должны содержать информацию в отношении обеих сторон установленного ограничения
  • Наличие судебного спора в отношении объекта недвижимости влечет возникновение обременения только в случае вынесения судебного акта о запрете на совершение конкретных действий по распоряжению имуществом
  • При оформлении регистрации обременения права, регистратор должен убедиться, что условия о таком ограничении действительно предусмотрено условиями договора, нормами акта государственного органа либо судебным решением
  • Снятие зарегистрированного обременения возможно только по заявлению лиц, являвшихся субъектами установленного ограничения, а также решения уполномоченного органа о снятии запретов или арестов на имущество

Юридические последствия регистрации обременений и уклонения от нее

Факт государственной регистрации обременения и внесение соответствующих сведений в ЕГРП подразумевает возникновение комплекса ограничительных мер по распоряжению вещными правами. Основным юридически значимым последствием регистрации обременения является полный или частичный запрет на совершение распорядительных сделок в отношении объекта недвижимости.

В случае обращения за регистрацией сделок по распоряжению имуществом, в отношении которого установлено обременение, регистрационные органы в ходе проведения правовой экспертизы представленных документов устанавливают факт ограничений путем получения сведений из ЕГРП. Это будет являться основанием для вынесения отказа в регистрации перехода прав по сделке.

Сведения о зарегистрированном обременении вносятся в ЕГРП и неразрывно связаны с основным право на объект недвижимости. Любая информация, получаемая из ЕГРП в отношении данного объекта, обязательно будет содержать указание на установленное обременение.

Установленное обременение сохраняет свою силу до момента снятия такого ограничения путем совершения соответствующих регистрационных действий.

В случае уклонения от регистрации обременения требовать совершения такого действия имеет право лицо, в пользу которого существует данное ограничение, либо государственный орган, вынесший акт о наложении запрета. Это требование может быть заявлено в судебном порядке.

Также уклонение от регистрации обременения может повлечь изменение основного права на объект недвижимости, если условие о возникновении данного ограничения являлось обязательным условием сделки либо было предусмотрено, как основание для вынесения акта уполномоченного органа по распоряжению объектом недвижимости.

Сроки регистрации сделок с недвижимостью в 2019 году

Вступившим в силу с 01.01.2017 законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 18-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации») сроки проведения процедуры госрегистрации прав на недвижимое имущество скорректированы и отличаются от тех, которые были регламентированы утратившими силу нормами закона «О государственной регистрации прав…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее — закон № 122-ФЗ).

Так, если заявитель обращается за получением услуги только по регистрации права, то максимальные сроки для ее проведения в зависимости от способа подачи документации таковы (п. 1 ст. 16 закона «О госрегистрации»):

  • 7 рабочих дней с даты приема Росреестром (регистрирующим органом) пакета документов;
  • 9 рабочих дней, если документация была представлена через многофункциональный центр;
  • 3 рабочих дня при поступлении в регорган заявления и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • 1 рабочий день, следующий за днем представления в регорган документов, указанных в предыдущем пункте настоящего списка, в электронной форме или в виде электронных образов;
  • 5 рабочих дней с момента принятия МФЦ заявления и комплекта документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  • 5 рабочих дней с момента поступления в Росреестр судебного акта, обязывающего произвести госрегистрацию права.

Обратите внимание! При исчислении этих и нижеуказанных сроков следует иметь в виду, что при сдаче документов на госрегистрации в субботу, срок начнет течь с ближайшего следующего за ней рабочего дня, т. е. с понедельника (письмо Росреестра от 22.08.2017 № 14-10188-ГЕ/17).

Сроки проведения ГКН, а также параллельного проведения ГКН и госрегистрации права

Сроки проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее — ГКН) следующие:

  • 5 рабочих дней с момента приема Росреестром заявления и комплекта документов;
  • 7 рабочих дней, если документы были переданы через МФЦ;
  • 5 рабочих дней с даты поступления в регорган вступившего в законную силу судебного акта с предписанием провести ГКН.
Читайте также:  Теле2 архивные тарифы москва

Для одновременного проведения ГКН и регистрации права установлены следующие сроки:

  • 10 рабочих дней, если заявление и комплект документов, необходимых для каждой процедуры, были представлены непосредственно в регистрирующий орган;
  • 12 рабочих дней, если документы для одновременной госрегистрации и ГКН были переданы через МФЦ;

5 рабочих дней с даты поступления в регорган получившего законную силу решения суда с предписанием провести и ГКН объекта, и госрегистрацию права.

Сроки регистрации обременений объекта недвижимости

Отдельно следует сказать о госрегистрации обременений объектов недвижимости. Так, сроки, равные:

  • 3 рабочим дням с момента получения регорганом соответствующего акта суда или иного уполномоченного органа, отведены на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о наложении ареста на объект недвижимости, ограничении права распоряжения объектом или залоге такого объекта в качестве меры пресечения (аналогичные сроки установлены при отмене ареста, запрета и возврате залога);

Обратите внимание! Росреестр не вправе самостоятельно осуществлять запись о прекращении ареста в случае истечения его срока без соответствующего документа из органа, принявшего решение об аресте.

  • 5 рабочим дням с даты приема или поступления в Росреестр заявления и необходимых документов, предусмотрены для госрегистрации ипотеки жилого помещения;
  • 7 рабочим дням с момента приема МФЦ указанных в предыдущем пункте настоящего списка документов, установлены для проведения госрегистрации ипотеки жилого помещения.

О соотношении сроков госрегистрации, указанных в законе и закрепленных административным регламентом

Работа Росреестра до 15.12.2017 осуществлялась на основании административного регламента, утв. приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789 (далее — регламент № 789).

Некоторые пункты регламента № 789 (в т. ч. определявшие сроки предоставления госуслуги пп. 41–55) содержали ссылки на утратившие силу положения закона № 122-ФЗ, а описываемые сроки госрегистрации стали неактуальны.

С 15.12.2017 в силу вступил новый административный регламент, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее — регламент № 278), в п. 40 которого отражены актуальные сроки госрегистрации.

Вывод! Таким образом, сроки госрегистрации, содержащиеся в административном регламенте, с 15.12.2017 соответствуют срокам, указанным в законе «О госрегистрации».

Срок оформления свидетельства о регистрации права собственности

С 01.01.2017 госрегистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН (п. 1 ст. 28 закона «О госрегистрации»). По данной теме будет также полезно прочитать нашу статью «Выписка из ЕГРП (ЕГРН) вместо свидетельства о праве собственности».

Важно! Срок подготовки к выдаче выписки из ЕГРН, подтверждающей произведенную регистрацию права, будет зависеть от того, какие госуслуги были запрошены заявителем (только по госрегистрации права или также ГКН) и каким образом документация была представлена в Росреестр (см. ст. 16 закона «О госрегистрации»). Выписка из ЕГРН может быть сделана как на бумажном носителе, так и в электронной форме. Выбор формы, а также способа получения выписки осуществляется еще на этапе подачи заявления о госрегистрации при заполнении реквизита 10 в заявлении (см. приложение 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920).

Надо отметить, что законодатель предоставил не полную свободу выбора формы получения документа. В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 16 приложения 4 к приказу № 920, выписка будет дана на бумаге, если в бумажной же форме подавались документы для регистрации. Соответственно, электронный документ можно запросить, если заявление тоже представлялось в электронной форме, и т. д.

Срок регистрации права собственности: приостановление процедуры

Госрегистрация права или ГКН может быть приостановлена по решению Росреестра по основаниям, предусмотренным ст. 26 закона «О госрегистрации».

Обратите внимание! Перечень оснований является исчерпывающим, и приостанавливать процедуру регистрации по иным основаниям уполномоченный орган не вправе.

Регистрация приостанавливается до устранения причин, но максимальный срок приостановления по общему правилу не должен превышать 3 месяцев (п. 2 ст. 26 закона «О госрегистрации»).

Однако из этого правила есть исключения. Специальные сроки приостановки предусмотрены пп. 3–8.1 ст. 26 закона «О госрегистрации». Например, если не были получены необходимые документы в порядке межведомственного запроса, приостановление не может быть осуществлено на срок больше 1 месяца (п. 3 ст. 26 закона «О госрегистрации»).

Также в зависимости от конкретных обстоятельств процедура госрегистрации (равно как и ГКН) должна быть приостановлена до завершения регистрационных действий в отношении объекта недвижимости по ранее поданным документам или до разрешения спора в отношении прав на объект недвижимости в судебном порядке и др.

Кроме того, процедура может быть приостановлена на срок до полугода при наличии заявления об этом соответствующего правообладателя, сторон договора, нотариуса или иных лиц, которым такое правомочие дано в соответствии со ст. 15 закона «О госрегистрации» (п. 1 ст. 30 закона). Приостановка в таком порядке может быть осуществлена однократно.

Читайте также:  График работы почты великий новгород

Важно! Закон «О госрегистрации» предусматривает обязанность регистрирующего органа в установленных случаях осуществить возврат поданных на госрегистрацию документов без рассмотрения. Основания для этого регламентированы ст. 25 закона «О госрегистрации».

Сроки уведомлений о приостановлении и отказе в проведении процедуры Росреестром

Риски! Если в течение срока, отведенного на устранение причин приостановления процедуры, такие причины не будут устранены, Росреестр отказывает в проведении госрегистрации права и/или постановке объекта недвижимости на ГКН (ст. 27 закона «О госрегистрации»).

Уведомления о приостановлении госрегистрации или отказе направляются заявителю в день принятия соответствующего решения. Уведомление должно содержать все причины приостановки или отказа (пп. 5–6 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Важно! Все уведомления о результатах предоставления госуслуги по госрегистрации права, в т. ч. о приостановлении или отказе в проведении процедуры, могут быть направлены заявителю с помощью интернета или на мобильное устройство, что в значительной мере экономит время на исправление недочетов в документах (п. 2 приложения 1 «Порядок и способы направления…», утв. приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173).

Такая услуга по умолчанию предоставляется в ситуациях, когда документы подаются в Росреестр посредством соответствующих электронных или телекоммуникационных каналов — сайта Росреестра или «Госуслуги».

Рекомендуем! Заявителю изначально рекомендуется при заполнении реквизита 10 заявления, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920, отметить пункт «Также по адресу электронной почты». В этом случае уведомление о приостановке или отказе в день осуществления таких действий со стороны Росреестра будет направлено последним на указанный адрес (пп. 6–7 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Сроки госрегистрации при запросе документов в рамках межведомственного взаимодействия

Как видно из содержания ст. 16 закона «О госрегистрации», тот факт, что регистрирующему органу требуется запросить документы в порядке межведомственного взаимодействия, никак не влияет на продолжительность процедуры госрегистрации права.

Сроки запроса и представления документов в таком порядке регламентированы законом.

Так, межведомственный запрос направляется в срок не позднее 1 дня, следующего за днем поступления сотруднику заявления о госрегистрации права и прилагаемых документов (п. 205 регламента № 278).

Срок подготовки ответа на запрос — 2 рабочих дня (п. 3 ст. 7.2 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, далее — закон № 210-ФЗ).

Если получить необходимые сведения в порядке межведомственного запроса не представляется возможным в связи с их отсутствием, заявитель уведомляется сотрудником Росреестра о приостановлении процедуры госрегистрации и возможности подать недостающие документы по собственной инициативе (подп. 9 п. 1 ст. 26, п. 8 ст. 29 закона «О госрегистрации»).

Риски! Если в течение отведенного законом на устранение причин приостановления процедуры времени необходимые документы не будут представлены заявителем, Росреестр откажет в регистрации права.

Нарушение сроков проведения госрегистрации объектов недвижимости: ответственность Росреестра и его должностных лиц

За нарушение сроков внесения сведений в ЕГРН (подп. 6 п. 1 ст. 66 закона «О госрегистрации») Росреестр может быть привлечен к ответственности как юрлицо. Заявитель, чьи права были нарушены, имеет право требовать полной компенсации понесенных им в результате этого убытков.

Кроме того, судебная практика отождествляет ответственность Росреестра как юрлица с ответственностью его должностных лиц. Например, разрешая спор о возможности компенсации убытков за счет казны, суд пояснил, что ответственность государства за действия должностных лиц наступает только при совокупности следующих условий:

  • противоправности действий/бездействия должностного лица;
  • наличии вреда и доказанности его размера;
  • причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями (см. определение Новосибирского облсуда от 27.09.2016 по делу № 33-9589/2016).

Хотя персональная ответственность государственного регистратора за несоблюдение сроков регистрации ст. 67 закона «О госрегистрации» не предусмотрена, в ст. 5.63 Кодекса РФ об административных нарушениях все же закреплена ответственность в форме штрафа для сотрудников Росреестра и МФЦ, если их неправомерные действия повлекли либо непредоставление услуги, либо нарушение ее сроков.

Должностное лицо, нарушившее сроки представления сведений в порядке межведомственного взаимодействия, может быть подвергнуто административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 7.1 закона № 210-ФЗ).

Таким образом, сроки регистрации недвижимости в Росреестре в 2019 году не изменились. Они зависят от того, будет ли параллельно с госрегистрацией проведена постановка объекта на ГКН, а также от того, каким способом были поданы документы (например, непосредственно в Росреестр или через МФЦ, направлены по почте или в электронной форме и т. д.). На практике сроки регистрации могут быть увеличены за счет приостановки процедуры при наличии определенных оснований. За нарушение сроков проведения процедуры соответствующие лица могут быть привлечены к ответственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector