Согласно определению бюджетный кредит это

Согласно определению бюджетный кредит это

ГАРАНТ:

Решение может применяться в органах государственной власти и местного самоуправления

Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах:

— другому бюджету бюджетной системы РФ;

— иностранному юридическому лицу.

Ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении бюджета (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, при утверждении бюджета определяются условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, цели их предоставления, а также соответствующие бюджетные ассигнования.

Основанием для предоставления бюджетного кредита является договор, заключаемый в соответствии с гражданским законодательством, то есть в соответствии с требованиями главы 42 "Заем и кредит" ГК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). В то же время при заключении подобных договоров должны учитываться особенности их заключения, предусматриваемые бюджетным законодательством.

Внимание

Из определения понятия "бюджетный кредит", приведенного в ст. 6 БК РФ, следует, что такой кредит не может предоставляться государственным (муниципальным) учреждениям.

Бюджетные кредиты иным юридическим лицам (в т.ч. иностранным) могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 БК РФ (п. 1 ст. 93.2 БК РФ). Особенности предоставления таких бюджетных кредитов установлены ст. 93.5 БК РФ.

Кроме того, бюджетные кредиты юридическим лицам могут предоставляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности , если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (п. 2 ст. 93.2 БК РФ). В порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором, заемщик обязан:

— вернуть бюджетный кредит;

— уплатить проценты за пользование кредитом.

Бюджетным законодательством также предусмотрены следующие условия предоставления бюджетных кредитов.

1. У субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица должна отсутствовать просроченная задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а для юридических лиц — также должна отсутствовать задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему, за исключением случаев реструктуризации задолженности (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

2. Предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 93.2 БК РФ. Обеспечение не предоставляется:

— муниципальным образованием (только в установленных бюджетным законодательством случаях).

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования являются:

— банковские гарантии, поручительства;

— государственные или муниципальные гарантии;

— залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных договором, принимаются меры по принудительному взысканию с них просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога (п. 7 ст. 93.2 БК РФ).

3. Если бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу, обязательно проведение предварительной проверки финансового состояния этого юридического лица, его гаранта или поручителя (п. 5 ст. 93.2 БК РФ). Кроме того, обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются:

— согласие на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетного кредита уполномоченными органами (см. п. 4 ст. 93.2 БК РФ) и органами государственного (муниципального) финансового контроля;

— положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам определен в ст. 93.3 БК РФ.

В частности, согласно данной норме бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств), местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут предоставляться на срок до трех лет .

Субъектам РФ и муниципальным образованиям также могут предоставляться бюджетные кредиты:

— за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 93.5 БК РФ);

— на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 93.6 БК РФ).

В соответствии со ст. 110.1 БК РФ в Программе заимствований, которая является приложением к закону (решению) о бюджете, отражается перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ (муниципального образования), с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Данное требование в полной мере распространяется на бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также на полученные в конце текущего финансового года бюджетные кредиты (см. письма Минфина России от 23.05.2014 N 02-08-11/24896, от 13.06.2013 N 02-04-11/21922). Специалисты финансового ведомства указывают, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе в установленном ими порядке привлекать на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов, также кредиты от кредитных организаций (письмо Минфина России от 13.11.2013 N 02-03-011/48396).

Читайте также:  До скольки работает сбербанк в орле

В действующем законодательстве выделяются следующие правонарушения, связанные с предоставлением бюджетных кредитов:

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
    • Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
    • Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

    Возможные цели бюджетного кредитования

    Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

    • частичного перекрытия дефицита бюджета;
    • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
    • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

    Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

    К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

    Как получают бюджетный кредит

    Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

    • учредительные документы;
    • финансовую отчетность за последний год;
    • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

    ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

    Сроки кредитования и процентная ставка

    В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

    Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

    Читайте также:  Совкомбанк тюмень часы работы

    Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

    • основания предоставления;
    • порядок выдачи;
    • цели использования;
    • процедура возврата.

    Непогашенный бюджетный кредит

    Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

    • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
    • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

    Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

    • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
    • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

    ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

    Учет бюджетного кредитования

    Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

    • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
    • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
    • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
    • составление ориентировочного графика погашения;
    • расчеты начислений за будущие периоды;
    • при необходимости – проведение пролонгации;
    • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

    Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

    Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

    Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

    СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

    Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

    В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

    • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
    • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
    • дотации на сбалансированность.

    Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

    Государственные кредиты могут предлагаться только ограниченному количеству фирм. Они представлены определенными отношениями между бюджетными организациями и представителями компаний. Данные кредиты могут являться контрактами, по которым государство является заемщиком, для чего привлекаются инвестиции разных вкладчиков.

    Также государство может выступать в качестве кредитора, поэтому выдаются фирмам выгодные кредиты под небольшие проценты и с другими интересными и необычными условиями.

    Понятие и назначение бюджетных кредитов

    Бюджетный кредит представляет собой процедуру, когда из бюджета выделяются деньги для передачи их другому лицу. Деньги из бюджета могут направляться разным заемщикам:

    • различным коммерческим предприятиям;
    • другим государствам;
    • субъектам РФ;
    • учреждениям, являющимся муниципальными или областными;
    • в другие виды бюджетных организаций.

    Выдача средств осуществляется исключительно после составления и подписания соответствующего договора. При этом учитываются требования НК РФ, ГК РФ, бюджетного законодательства и разных нормативных актов.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

    Бюджетный кредит может быть представлен в нескольких формах:

    • займы, которые предоставляются коммерческим организациям, не имеющим отношения к государству, а также разным унитарным предприятиям;
    • кредиты, которые выдаются муниципальным учреждениям, причем они могут быть процентными или беспроцентными.

    Важно! Для получения такого займа заемщик должен соответствовать большому количеству разных условий и требований.

    Какие требования должны удовлетворяться для получения

    Чтобы получить данный вид, непременно учитываются некоторые требования, к которым относится:

    • коммерческие организаций могут рассчитывать на этот вид кредитования исключительно в ситуации, когда у них отсутствуют какие-либо просрочки по платежам в разные виды бюджетов;
    • обязательно заблаговременно погашаются разные платежи, которые уплачиваются государству, причем сюда относится даже реструктуризация долгов;
    • иностранные организации могут рассчитывать на государственный кредит только в виде целевых займов, выдающихся в определенной валюте;
    • к общим условиям относится возвратность данных средств;
    • обычно займы являются целевыми, поэтому тратить средства можно исключительно на конкретные цели, являющиеся значимыми и важными для всего государства;
    • заемщики должны возвращать не только полученные средства, но и проценты, причем их размер, сроки перечисления и правила начисления прописываются в договоре;
    • каждая компания, предварительно должна подтвердить свою платежеспособность, но исключением является ситуация, когда средства предоставляются государственным учреждениям.
    Читайте также:  Курс тенге за 10 лет

    Ставки

    Процентные ставки, по которым выдаются бюджетные кредиты, могут значительно отличаться. На их размер влияют разные факторы, к которым относится размер и платежеспособность компании, цель кредитования и размер выдаваемой заемной суммы.

    По бюджетным кредитам ставки намного ниже, чем при кредите в банке, поэтому они могут начинаться даже от 3 процентов.

    Что такое кредит, расскажет это видео:

    Кем выдаются

    В ФЗ №145 прописываются все нюансы, имеющие отношение к предоставлению такого бюджетного кредита. Он предлагается специальными государственными организациями.

    Предоставление бюджетных средств обеспечивается за счет денег целевых зарубежных заимствований, в итоге проведения реструктуризации долгов юр лиц по ранее полученным бюджетным займам, а также могут применяться непосредственные деньги государства.

    Разные государственные органы могут получить полномочия по выдаче данных видов кредитов.

    Кто может стать заемщиком

    При получении предъявляются к потенциальным заемщикам многочисленные требования. К ним относится:

    • высокая платежеспособность, причем любая компания предварительно тщательно проверяется, чтобы убедиться, что ее финансового состояние является оптимальным, чтобы выплачивать такой займ в соответствии с условиями договора;
    • у коммерческой организации должны иметься возможности для предоставления банку гарантии возврата средств, а к ней можно отнести какое-либо имущество или поручителей;
    • не будет выдаваться бюджетный кредит компаниям, которые ранее уже пользовались бюджетной поддержкой или у них имеются просрочки по другим займам, так как они причисляются в этом случае к заемщикам с плохой кредитной историей.

    Особенности проверки

    Перед выдачей бюджетного кредита компании, претендующие на его получение, тщательно проверяются, чтобы убедиться в их платежеспособности.

    Проверка осуществляется государственными органами, обладающими нужными полномочиями и возможностями. Проверяется не только финансовое состояние фирмы, но и предоставленные гарантии и привлеченные поручители.

    Процедура выдачи кредита

    Выдается бюджетный кредит достаточно сложной последовательностью этапов, а для этого надо выполнить действия:

    • оформляется заявка;
    • подготавливаются копии учредительной документации;
    • копируется вся финансовая отчетность предприятия за год или несколько последних лет;
    • указывается в заявке назначение займа;
    • предоставляются гарантии возврата средств.

    После выполнения данных этапов надо подождать решения государственного органа.

    Особенности кредитования в России, смотрите в этом видео:

    Преимущества и недостатки

    Бюджетные кредиты обладают многими плюсами, хотя и не лишены некоторых значимых недостатков. К преимуществам относится:

    • компания может пополнить количество денег в обороте без необходимости эмиссии акций или выполнения иных сложных и специфических процессов;
    • выдаются средства только на цели, которые являются нужными не только для предприятий, но и для всего государства, поэтому их использование позволяет положительно влиять на российскую экономку;
    • за счет бюджетных кредитов производится регулирование обращения денег в стране;
    • выдаются действительно значительные по размеру средства, которых будет достаточно для развития фирмы или реализации иных масштабных задач;
    • компании, получающие данные займы, не должны уплачивать значительные по размеру проценты, а также другие условия считаются достаточно интересными и выгодными.

    К минусам относится то, что средства могут применяться только для одной конкретной цели.

    Если организация по каким-либо причинам не сможет справляться с платежами, то в будущем она уже не сможет рассчитывать на поддержку государства.

    Особенности уплаты процентов

    Даже бюджетные кредиты предоставляются с начислением определенных процентов. Рассчитываются они в зависимости от ставки рефинансирования, причем вся плата минимально должна быть равна ¼ ставки рефинансирования, а учитывается этот показатель на тот момент, когда подписывается договор с заемщиком.

    Каждый муниципалитет может устанавливать собственную ставку процента.

    Как выдается займ бюджетным учреждениям

    Даже бюджетные учреждения могут нуждаться в заемных средствах, причем обычно они тратятся на цели:

    • покрытие разрывов в кассе;
    • уменьшение дефицита бюджета;
    • покрытие временного разрыва в кассе.

    Важно! При оформлении бюджетным организациям не требуется от них предоставление каких-либо гарантий возврата средств в отличие от коммерческих предприятий.

    За кредиты даже бюджетным учреждениям придется уплачивать проценты, которые устанавливаются федеральным правительством или местными органами власти. При подписании договора формируется график платежей, в котором указываются даты, когда надо вносить средства по кредиту.

    Заключение

    Таким образом, бюджетные кредиты выдаются только некоторым компаниям и бюджетным организациям. Они обладают определенными особенностями, плюсами и минусами. Для их получения требуется наличие гарантии и хорошего финансового состояния. Получить их можно только на определенные цели, которые будут выгодны и государству.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector